120-летие со дня рождения Сергея Образцова

05.07.2021

Сегодня исполняется 120 лет со дня рождения Сергея Образцова — основателя и руководителя уникального театра кукол, одного из самых больших в мире, которому он посвятил 60 лет творческой жизни. Образцов был и актером-кукольником, и режиссером спектаклей, разрабатывал теорию и методики работы с куклами на сцене.

Широко известны его детские и взрослые спектакли, среди которых «По щучьему велению» (1936 г.), «Кот в сапогах» (1937 г.), «Волшебная лампа Аладдина» (1940 г.), «Король-Олень» (1943 г.), «Веселые медвежата» (1945 г.), «Необыкновенный концерт» (1946 г.), «Божественная комедия» (1961 г.), «Дон Жуан» (1975 г.). Многие из них по сей день ставят российские и зарубежные кукольные театры.

Родился Сергей Образцов в Москве. Отец его был известным ученым, специалистом по эксплуатации железнодорожного транспорта и академиком АН СССР, мать работала учительницей. В 1918 г. Сергей поступил в знаменитые Высшие художественно-театральные мастерские (ВХУТЕМАС), где учился у мастеров А.Е. Архипова и В.А. Фаворского. Через несколько лет пришел в Музыкальную Студию Московского Художественного театра, и с 1922 года играл на сцене.

Когда Сергей был маленьким, мама подарила ему куклу из магазина японских товаров, которая называлась Бибабо. Кукла настолько полюбилась мальчику, что он с ней не расставался, и можно сказать, что из Бибабошки и вырос его интерес к кукольному театру. А путь к нему начался в театре, где Образцов был сначала обычным актером: однажды, чтобы сыграть роль старика в спектакле В.И. Немировича-Данченко, он смастерил куклу, которую и использовал в представлении. В 1930-е гг. он прославился как эстрадный артист, который выступает в новом пародийном жанре «романсов с куклами». Эти спектакли, высмеивающие пошлость, ханжество и мещанство — «Хабанера», «Налей бокал» и другие — полюбились детям и взрослым.

В 1931 году молодому Образцову поручили организовать кукольный театр. Так и появился Центральный театр кукол. Сначала в нем работало 12 человек и был он бродячим: в распоряжение театру дали комнату для репетиций и автомобиль, и актеры разъезжали на нем по улицам, дворам, школам, выступая везде, где представится возможность.

С первых спектаклей «Джим и доллар», «Пузан», «Каштанка», «Гусёнок» популярность нового театра стремительно росла, и правительство выделило ему полноценное помещение в здании бывшего Реалистического театра на площади Маяковского. Здесь Театр Образцова находился до 1970 г., а затем переехал в здание на Садово-Самотечной улице, в котором находится до сих пор. Все это время Сергей Владимирович был полностью погружен в мир кукольного театра: придумывал новые системы и методики работы с куклами на сцене, ставил спектакли и участвовал во всех этапах их создания. Он был убежден, что кукольный театр — серьезное и глубокое искусство, и приложил огромные усилия для того, чтобы в полной мере донести это искусство до зрителей. Его театр стал одним из самых знаменитых и самых больших в мире: в 1983 году, например, в нем работало 350 человек. Поставленные в нем спектакли входят в золотой фонд российской и мировой культуры, а спектакль «Необыкновенный концерт» и вовсе стал самым популярным кукольным спектаклем XX века, вошел в Книгу Рекордов Гиннеса как спектакль, который посмотрело самое большое число зрителей во всем мире.

В театре Образцова с 1937 года работает Музей, в котором хранится более 3,5 тысяч кукол и атрибутов кукольных представлений, подаренных театру из 60 стран мира и более 400 городов бывшего СССР. Некоторым из этих кукол и предметов больше ста лет. Хранятся здесь и куклы, сделанные самим Сергеем Владимировичем. Помимо кукольной атрибутики, в Музее хранится множество материалов по истории Театра: записи спектаклей, фотографии, афиши, плакаты, декорации и многое другое.

Сергей Образцов также известен как создатель жанра документального киномонолога, автор фильмов «Кинокамера обвиняет», «Удивительное рядом», «Невероятная правда», «Кому он нужен, этот Васька». Кроме того, он написал несколько книг: «Актер с куклой», «Моя профессия», «Моя кунсткамера», «По ступенькам памяти», «Эстафета искусств» и нескольких других.

В еще одной своей книге о кукольном театре, написанной для детей, Сергей Образцов с детской же простотой писал:

«Во всем мире люди рисуют картины, танцуют, поют, играют на разных инструментах, смотрят спектакли в театрах, смотрят кинокартины, смотрят телевизор. Все это — искусство. А теперь подумай: что было бы, если бы не было искусства? <…> Как было бы скучно и неинтересно жить. Куклы — тоже искусство, веселое и нужное. Посмотришь на веселых медвежат, и самому захочется делать гимнастику. Посмотришь на Кота в сапогах, и самому захочется быть таким же добрым другом. Посмотришь на Аладина, и самому захочется быть таким же храбрым. Кукольный театр очень нужен людям — и детям, и взрослым, иначе зачем бы я стал всю жизнь играть в куклы».

Фрагмент выступления Сергея Владимировича Образцова о своем понимании счастья
Запись 1980 г.
Арх. № ф. 1, ед. уч. № 2174

Время звучания: 
3 мин. 51 сек.