160 лет со дня рождения композитора Антона Аренского

12.07.2021

Сегодня исполняется 160 лет со дня рождения Антона Степановича Аренского — крупного русского композитора, автора опер, романсов, оркестровых и камерных сочинений, ученика Н. А. Римского-Корсакова. Родился он в Новгороде. Родители не были профессиональными музыкантами, но музыку любил и отец — врач, и мать, которая прекрасно играла на фортепиано и лишь «по застенчивости» не выступала публично. Под ее руководством Аренский с семи лет начал учился музыке, и уже в первые годы обнаружил склонность к сочинительству, написав несколько маленьких пьес. Родители решили, что Антон может стать хорошим музыкантом, и отправили его учиться в Санкт-Петербург. 

В Петербурге Аренский изучал фортепиано и теорию музыки в частной музыкальный школе Ф. И. Руссо у профессора Карла Зике — ученика Н. А. Римского-Корсакова. Затем, в 1879 г., поступил в Петербургскую консерваторию в класс специальной теории и композиции, на этот раз под непосредственным руководством самого Николая Андреевича. Помимо очевидного влияния великого композитора, многому Аренского научил Ю. И. Иогансен, который преподавал фугу и контрапункт. Благодаря ему Аренский сформировал блестящую полифоническую технику, научился выполнять искусные эпизоды контрапунктического строения в произведениях. При этом нельзя сказать, что учился он старательно и упорно: скорее, природная одаренность позволяла ему легко и быстро выполнять домашние задания прямо на уроке, и эти экспромты, по воспоминаниям М. Ф. Гнесина, зачастую выходили даже лучше, чем полноценные домашние работы однокурсников. 

В 1882 году Аренский окончил консерваторию. За экзаменационные сочинения — балладу «Лесной царь» по Гете для солистов, хора и оркестра, и «Концертную увертюру» для оркестра — он был удостоен золотой медали. Вскоре Аренскому предложили место преподавателя теоретических дисциплин в Московской консерватории, он согласился и уже осенью переехал. 

С первого же учебного года в Москве Аренского поддерживал новый друг и старший коллега С. И. Танеев. Отмечая его талант, Танеев просил П. И. Чайковского прислать либретто для оперы «Воевода», над которой работал Антон Степанович, корректировал первую его симфонию, помогал советами и всячески опекал — даже хлопотал о его гардеробе! 

Из некоторых писем Танеева к Аренскому можно предположить, что, даже став консерваторским преподавателем, он сохранил ветреность или даже слабость и капризность характера, какую часто приписывают художникам. В 1883 г. Танеев ему писал:

«Все, на что ты тратишь теперь время, помимо консерваторских занятий, <…> это тебя не развивает, не совершенствует, а скорей заставляет идти назад и, кроме того, что всего хуже, губит твое здоровье… Я не сомневаюсь в том, что ты, наконец, …перестанешь думать, что сочинять надо только тогда, когда хочется, — система, результатом которой является то, что в течение всего учебного года ты не написал ничего цельного, и которая может служить полнейшем оправданием всякой лени и бездействию, хотя бы они продолжались целые годы…» 

В первые годы жизни в Москве Аренский познакомился и с П. И. Чайковским, который много сделал для продвижения его музыки.

Популярность Аренского-преподавателя быстро росла. В 1889 г. его утвердили в звании профессора, среди его учеников были С. В. Рахманинов, А. Н. Скрябин, А. Б. Гольденвейзер, Р. М. Глиэр и многие другие. Они вспоминали об Аренском как о превосходном музыканте, талантливом композиторе и педагоге, который может дать ценный совет не только технического, но и художественного характера. Главная особенность его стиля преподавания заключалась в интуитивном, творческом подходе, и в том, что для учеников он был не «рядовым педагогом», а «подлинным художником, композитором исключительно даровитым». 

В 1886 г. Аренский женился на Елизавете Владимировне Лачиновой, которая была студенткой консерватории. Во время свадебного путешествия в Париж он закончил оркестровую фантазию «Маргарита Готье» по А. Дюма, посвятил ее Чайковскому и ждал от него подробного отзыва. В этой истории снова проявился импульсивный характер Аренского: получив от Петра Ильича лишь сдержанный ответ, он отправил ему пространное письмо, полное обид и упреков в невнимании. На это Чайковский ответил подробной критикой и, в частности, отмечал, что Аренский, при всем композиторском мастерстве, в новом произведении гонится за внешней красотой в ущерб глубокому содержанию. Тем не менее, он и дальше поддерживал молодого композитора, продвигал его музыку. Несмотря на эту неудачу, в целом «московский период» Аренского исследователи оценивают как самый большой и значимый в его творческой жизни: он написал две оперы, две симфонии, два квартета, две фортепианные сюиты, множество фортепианных пьес и романсов. С 1888 года он дирижировал концертами Русского хорового общества. Все это сделало Аренского уважаемым и известным композитором.

Консерваторская работа мешала Аренскому сосредоточиться на творчестве. Кроме того, в начале 1890-х гг. он все больше конфликтовал с новым директором В. И. Сафоновым и преподавателями из его окружения. Поэтому в 1895 г. он отправился в Петербург и к апрелю получил должность директора Придворной певческой капеллы. Работа была ответственной и в значительной степени административной, и вовсе не давала больше времени и сил для творчества. Тем не менее, Аренский как руководитель провел ряд удачных выступлений с лучшими произведениями Чайковского, Римского-Корсакова, Танеева и других композиторов. Капелла участвовала в празднествах по случаю столетнего юбилея со дня рождения А. С. Пушкина, на которых впервые прозвучала музыка Аренского к «Бахчисарайскому фонтану». Проработав директором 6 лет, Аренский в 1901 году оставил эту должность и ушел на пенсию.

В этот финальный период жизни Аренский, свободный от материальных забот, по свидетельству Римского-Корсакова, усиленно «прожигал жизнь» в кутежах и карточных играх, но и сочинительством занимался гораздо активнее: написал оперу «Наль и Дамаянти», балет «Египетские ночи», музыку к «Буре» Шекспира, 6 фортепианных пьес и множество других произведений. Все чаще случались гастроли, особенно интенсивные в 1902–1903 гг. Музыку Аренского тепло встречали в разных городах России. 

Летом 1903 г. здоровье Аренского резко ухудшилось: обострился туберкулезный процесс. Он лечился — в Ницце, в Крыму и снова в Ницце, продолжал заниматься сочинительством, пытался упорядочить все такой же нездоровый образ жизни. Состояние все ухудшалось, и во второй половине 1905 г. уже безнадежно больного Аренского перевезли в туберкулезный санаторий «Питка-Ярви». Последние месяцы жизни он прожил на даче недалеко от лечебницы.

"Вариации на тему Чайковского" А. С. Аренского
Исполняет струнная группа оркестра Большого Театра под управлением Н. С. Голованова
Запись 1950 г.
Арх. № ф. 1, ед. уч. № 134

Время звучания: 
11 мин. 28 сек.

Сентиментальный вальс П. И. Чайковского
Исполняет квартет им. А. К. Глазунова: И. О. Лукашевский, А. Д. Печников, А. М. Рывкин, Д. Я. Могилевский
Запись 1932–1933 г.
Арх. № ф. 59 оп. 1, ед. уч. № 264.

Время звучания: 
4 мин. 21 сек.