130-летие со дня рождения писателя Михаила Булгакова

15.05.2021

Трудно представить писателя советского времени с такой же известностью и загадочной судьбой, какая сложилась у Михаила Булгакова. Сегодня со дня его рождения исполняется 130 лет. Хорошо известны его роман «Белая гвардия», повесть «Собачье сердце», пьесы «Дни Турбиных» и «Бег», множество рассказов.

И, конечно, легендарный роман «Мастер и Маргарита», принесший Булгакову всемирную славу.

Михаил Афанасьевич родился в Киеве и был старшим ребенком из семерых детей в семье. Он происходил из священнического рода, хотя, уже его отец Афанасий Иванович, окончив Киевскую духовную академию, священником не стал, а занялся преподаванием и богословскими исследованиями. Мать Михаила, Варвара Михайловна Покровская, имевшая купеческие и, опять же, церковные корни, получила хорошее образование и до замужества служила в гимназии.

Детство у детей Булгаковых было счастливым: Надежда Афанасьевна, сестра Михаила, вспоминала, что родители давали им много свободы и воспитывали «шуткой, лаской и доброжелательностью». В семье любили театр, играли домашние спектакли, в которых участвовал и Михаил. Родители сразу решили дать ему светское образование и в 1901 г. определили в Первую киевскую гимназию, в которой он отучился не очень хорошо. К религии Михаил выработал несерьезное отношение, и вообще, «будучи в юном возрасте» «решил, что относиться к окружающему надлежит с иронией». Поэтому, по мере взросления Михаила и особенно после смерти отца в 1907 г., в семье всё чаще спорили, а Михаил убеждал младших братьев и друзей пойти по светской дороге. И все же, в жизни Булгакова были и другие эпизоды, не позволяющие говорить, что он навсегда сделался атеистом. Он был человеком думающим: сестра Надежда однажды записала в дневнике, что он поразил ее «широтой и глубиной своего выработанного мировоззрения <…>, своей эрудицией, не оригинальностью взглядов <…>, но оригинальностью всей их компоновки и определенностью мировоззрения…»

В 1909 г. Михаил, уже серьезно интересуясь литературой, всё стал студентом медицинского факультета Киевского университета Святого Владимира. Будучи студентом, он в 1913 г. женился в первый раз, на Татьяне Николаевне Лаппо. Закончил учебу в 1916 г., в разгар Первой Мировой войны. Лето после выпуска Булгаков провел, служа в прифронтовых госпиталях в разгар Первой Мировой войны. За ним последовала и жена Татьяна Николаевна.

Но вскоре для двадцатипятилетнего Булгакова начался новый период службы земским врачом, который биографы называют одним из самых тяжелых в его непростой жизни. Этот опыт лег в основу знаменитой повести «Записки юного врача». Для Булгакова, человека из интеллигентной семьи, атмосфера работы в глубине России была чуждой и даже «ненавистной». Он не раз пытался освободиться от этой службы, но не мог, поскольку служил как военнообязанный. В это время в жизни Булгакова появилась зависимость от морфия, с которой с трудом удалось справиться лишь к лету 1918 года.

В период земской службы Булгакова случились две революции, которые он поначалу решительно не принял:

«Я видел, как серые толпы с гиканьем и гнусной руганью бьют стекла в поездах, видел, как бьют людей. Видел разрушенные и обгоревшие дома в Москве… тупые и зверские лица…
Видел толпы, которые осаждали подъезды захваченных и запертых банков, голодные хвосты у лавок, затравленных и жалких офицеров, видел газетные листки, где пишут, в сущности, об одном: о крови, которая льется и на юге, и на западе, и на востоке, и о тюрьмах. Все воочию видел и понял окончательно, что произошло».

В феврале 1918 г. он смог наконец получить освобождение от земской службы и вернуться в неспокойный Киев. Наблюдаемые Михаилом Булгаковым послереволюционные события — немецкая оккупация, петлюровские погромы, разрушение старого государства и становление нового — впоследствии легли в основу его романа «Белая гвардия». В Киеве он занимался частной практикой, которую устроил в своей квартире.

В 1919 г., когда Белая армия вошла в город, Булгакова мобилизовали в Русскую Добровольческую армию и отправили на службу в военный госпиталь во Владикавказе. В местных газетах статьи Булгакова, уже давно мечтавшего о писательстве, впервые стали печатать. Из дошедших до нас произведений самыми первыми были статья «Грядущие перспективы» о современном положении в России и ироничный фельетон «В кафе». Во владикавказский период Булгаков бросил медицину и полностью посвятил себя литературе. После прихода в город большевиков он продолжал писать статьи, рассказы и первые пьесы, которые шли в театрах не без успеха, выступал первое время с рассказами, лекциями, небольшими речами перед спектаклями. Больших денег это не приносило, и, кроме того, белогвардейское прошлое мешало строить карьеру. Советская власть в городе укреплялась всё сильнее, а это могло привести к новым репрессиям против бывших белогвардейцев. Согласно воспоминаниям Татьяны Николаевны, он рассчитывал бежать за границу, но не смог. 

Не найдя на Кавказе возможностей для развития своей литературной карьеры, он, прожив некоторое время в Тифлисе и в Батуме, осенью 1921 г. приехал в Москву. Но и там первое время жилось тяжело, не было ни постоянной работы, ни денег, ни, зачастую, еды. В очерке «Москва 20-х годов» Булгаков писал: «Меня гоняло по всей необъятной и странной столице одно желание — найти себе пропитание. И я его находил, правда, скудное, неверное, зыбкое. Находил его на самых фантастических и скоротечных, как чахотка, должностях, добывал его странными, утлыми способами…» По несколько месяцев он проработал в ЛИТО Наркомпроса, затем, после его закрытия, в частном «Торгово-промышленном вестнике», который тоже просуществовал недолго, и даже играл с бродячей актерской труппой. 

Наконец, с весны 1922 г. Булгаков начал сотрудничать с берлинским изданием «Накануне». Здесь были опубликованы его ранние известные произведения «Записки на манжетах», «Похождения Чичикова», «Псалом» и другие. У газеты была плохая репутация как в советской, так и в эмигрантской литературной среде, но Булгаков видел в ней для себя единственную на тот момент возможность «правдиво сказать литературное слово».

Вскоре появилась ещё одна возможность: осенью 1922 г. Булгаков получил место в знаменитой газете «Гудок», где работали И. Ильф и Е. Петров, В. Катаев, Ю. Олеша. Там он писал фельетоны, но работа эта не казалась ему серьезной и значимой.

И все же, к Булгакову начала приходить слава. Она сопровождалась большой плодотворной работой, вниманием органов госбезопасности и мучительной борьбой с запретами и цензурными ограничениями. В конце 1924 г. в журнале «Россия» опубликовали первую часть романа «Белая гвардия». Булгаков-фельетонист впервые заявил о себе как о серьезном писателе-романисте. В 1925 г., в год второй женитьбы Булгакова (на Л.Е. Белозерской), были опубликованы рассказы «Богема» и «Роковые яйца», и вторая часть «Белой гвардии». В апреле Булгакову предложили сотрудничать с МХАТом, и сотрудничество это продлилось до 1936 г. Он начал работу над пьесой по роману и другими пьесами, которые вскоре должны были поставить в нескольких театрах. Работал он и над своей знаменитой повестью «Собачье сердце», которую цензура тогда опубликовать так и не позволила, и из-за которой в том числе им заинтересовалось ОГПУ. В мае 1926 г. в его квартире провели обыск, конфисковали машинопись повести «Собачье сердце» и дневник, затем допросили. Постановка пьес тоже давалась непросто. На пьесу «Белая гвардия» А.В. Луначарский написал отрицательный отзыв, и Булгакову пришлось идти на ультиматум и затем редактировать пьесу по требованию Главреперткома, чтобы добиться её полноценной постановки. 5 октября 1926 г. пьесу «Дни Турбиных» по роману показали во МХАТе. Постановка вызвала массу отрицательных рецензий в прессе, но пользовалась огромным успехом у публики.

28 октября в Театре им. Вахтангова состоялась премьера пьесы Булгакова «Зойкина квартира». В 1927 г. Булгаков сдает пьесу «Багровый остров» и работает над пьесой «Бег». «Бег запретили дважды, обсуждали во МХАТе при участии А.М. Горького. В итоге 30 января 1929 г. ЦК ВКП(б) заявил о нецелесообразности постановки пьесы.

В 1929 г. после встречи Сталина с украинскими писателями, настроенными против Булгакова, его пьесы начали снимать с репертуаров театров, а книги — изымать из библиотек. В ответ он пишет письма Сталину, другим советским руководителям и правительству с просьбой выпустить его из СССР, параллельно продолжая работать над новыми произведениями. В конце концов, 18 апреля 1930 г. состоялся телефонный разговор Булгакова со Сталиным, после которого он поступил на работу во МХАТ ассистентом режиссера. В 1932 г. Булгаков заключил брак с Е.С. Шиловской.

Во МХАТе в 1932 г. возобновляется показ пьесы «Дни Турбиных», ставится новая булгаковская инсценировка романа «Мертвые Души». С другими пьесами было тяжелее. В 1931 г. Булгаков подписал договор на постановку своей пьесы «Мольер» во МХАТе и в БДТ. Ленинградский театр отказался ставить пьесу в 1932 г., а во МХАТе премьера состоялась только в 1936 г., и вскоре, после негативной реакции некоторых писателей и высшего руководства, спектакль вовсе сняли с репертуара. Булгаков надеялся снова поставить пьесу «Бег», но в 1934 г. МХАТ от постановки отказался. С 1934 г. совместно с В.В. Вересаевым работал над пьесой о Пушкине. Договор на постановку этой пьесы с МХАТом Булгаков заключил только в январе 1940 г., незадолго до смерти, поэтому премьеру спектакля он так и не увидел. Похожая судьба постигла пьесы Булгакова «Блаженство» и «Иван Васильевич», и даже, незадолго до смерти Михаила Афанасьевича, «Батум» — пьесу о Сталине.

Одновременно в 1930-е гг. Булгаков работает над самым значительным своим произведением — романом «Мастер и Маргарита». В 1933 г. он читал первые главы из черновой редакции, им же сожженные в октябре. Через год надиктовал жене главу «Пожар в квартире Берлиоза». Особенно активно Булгаков работал над романом в 1937 г., читал друзьям отрывки. Е.С. Булгакова писала в дневнике, что муж хотел «откорректировать и представить» роман наверх. Наконец, в мае-июне 1938 г. была перепечатана итоговая рукописная редакция «Мастера и Маргариты». Но Булгаков не остановился и на этом: в 1939 г. он дописал эпилог к роману, затем взялся за редактирование. Последние правки вносил 15–16 января 1940 г. — незадолго до смерти, наступившей 10 марта.

Фрагмент пьесы «Дни Турбиных»
В ролях А.К. Тарасова — н.а. СССР, М.И. Прудкин.
Запись 1947 г.
Арх. № ф. 1 ед. уч. 682.

Время звучания: 
7 мин. 09 сек.