90-летие со дня рождения Микаэла Таривердиева

15.08.2021

Сегодня мы вспоминаем Микаэла Таривердиева — выдающегося советского композитора, чья музыка звучит в 132 советских фильмах, включая уже классические «Семнадцать мгновений весны» и «Ирония судьбы, или С легким паром!».

Родился и вырос Таривердиев в Тифлисе. Семья считалась состоятельной: отец был директором Госбанка Грузии, мама работала в Главном статистическом управлении. Еще в детстве Микаэл увлекся музыкой, когда увидел у соседей рояль и стал регулярно приходить, чтобы поиграть на нем. Наконец, родители купили ему пианино и отдали в школу-десятилетку при Московской консерватории.

Микаэл не был усидчивым ребенком. Сначала ему надоели гаммы и упражнения вроде пьесы Чайковского «Похороны куклы», которые приходилось разучивать. А, когда мальчик увлекся чтением, он иногда тайком ставил книгу на пюпитр и импровизировал, делая вид, что играет по нотам. И все же первый успех пришел к Таривердиеву довольно рано, с балетами «На берегу» и «Допрос», написанными в тринадцатилетнем возрасте. Балетмейстер Вахтанг Чабукиани поставил эти спектакли, и они шли в течение всего концертного сезона 1946–1947 гг.

Окончив школу, Таривердиев сначала поступил в Ереванскую консерваторию, но через полтора года, в 1953 году, виртуозно исполнив экзаменационную программу, был принят в Московский музыкально-педагогический институт имени Гнесиных в класс композиции А. И. Хачатуряна:

«Я учился в классе Арама Ильича Хачатуряна. Атмосфера, которую создавал вокруг себя этот удивительно талантливый и жизнерадостный человек, способствовала нашему раскрепощению и творчеству. Он учил нас сочинять не по обычным устоявшимся канонам, как это было в других классах, где музыка писалась при непосредственном участии профессора. Он давал нам полную свободу действий».

Студенческая жизнь была непростой. Таривердиев подрабатывал, разгружая вагоны на Рижском вокзале, а практиковался на рояле зачастую прямо в классе, потому что в общежитии на 8 человек приходился всего один инструмент. В эти годы Таривердиев написал свои первые вокальные циклы, дебютировал в Большом зале Московской консерватории, а на четвертом курсе попробовал себя в киномузыке к студенческому фильму «Человек за бортом». Важным событием для молодого композитора стало исполнение его вокального цикла на стихи Беллы Ахмадулиной звездой советской оперы Зарой Долухановой.

Огромную роль в жизни Таривердиева сыграло знакомство с Лилей Брик в конце 1950-х годов. Она пожелала познакомиться после того, как услышала его новый цикл на стихи Владимира Маяковского. По ее просьбе Таривердиев сам исполнил и напел этот цикл под магнитофонную запись. Дом Брик был своеобразным центром культурной жизни, собирающим творческую молодежь шестидесятых. Став его частым гостем, Таривердиев познакомился с Андреем Вознесенским, Робертом Рождественским, Беллой Ахмадулиной и другими. Брик помогала им советами, «сколачивала в единый кулак» и формировала творческую среду.

Полноценный кинодебют композитора состоялся в 1958 году в киноповести «Юность наших отцов». С этих пор Таривердиев включился в работу над киномузыкой. За дебютом последовали новые работы: «Человек идет за солнцем» (1961), «Мой младший брат» (1962), «До свидания, мальчики» (1964) и другие.

Помимо всем известных и выдающихся фильмов, к которым Таривердиев написал музыку, стоит отметить «третье направление» в киномузыке, созданное им. Это произведения, написанные на необычные стихи, которые звучат во время исполнения. Так поэзия доносится максимально простым языком с помощью музыки, но без поставленного голоса.

Микаэл Таривердиев — автор множества произведений разных жанров и форм. Это оперы «Кто ты?» и «Граф Калиостро», балеты «Тень», «Поэма о счастье», «Девушка и смерть», «Девочка на шаре», концерты и симфония для органа, циклы для голоса и фортепиано, два концерта для скрипки с оркестром, «Концерт в романтическом стиле для альта и струнного оркестра», больше ста песен и романсов.

За свои произведения Таривердиев получил 18 международных премий, включая премию Американской академии музыки и три премии «Ника» за лучшую музыку к фильму года.

В 1997 году, через год после смерти Таривердиева, вышла книга его воспоминаний «Я просто живу», подготовленная женой и музыковедом Верой Гориславовной.

Композиция Микаэла Таривердиева «Я такое дерево» на слова Г. М. Поженяна
Исполняет Е. А. Камбурова
Арх. № ф. 27, оп. 4, № 23

Время звучания: 
3 мин. 07 сек.