Обзоры фондов

Теги: 

В настоящее время в собрании архива представлены фонодокументы практически всех известных систем записи на различных физических носителях. Это – восковые валики фонографов, металлические граморигиналы и грампластинки разных времен и способов производства, тонфильмы и шоринофоны, магнитные фонограммы, лазерные компакт-диски.

Содержание архивных фонодокументов охватывает различные стороны общественной жизни, но преобладают в нем два исторически сложившихся направления – история культуры и хроника социально-политической жизни.

Документы общественно‑политического характера составляют численно меньшую, но содержательно богатейшую часть архивного собрания. Выход в свет в 1991 году очерка‑путеводителя по фонодокументам данной тематики дает возможность ознакомиться с ними более подробно.

Другое направление – это источники художественного культурного содержание. В крупных собраниях фонодокументов, таких как Государственный архив звукозаписей, накоплены значительные собрания подобных фонодокументов, представляющих в совокупности своей звуковую антологию истории культуры. Начало ей было положено М.Е. Пятницким, одним из первых оценившим значение звукозаписи для сохранения культурного наследия. Записанные им фоновалики являются старейшими документами архива, запечатлевшими произведения народного творчества. Ныне это одна из самых многочисленных групп фонодокументов, постоянно пополняющаяся новыми записями.

История отечественной культуры связана с искусством религиозных песнопений, записи которых составляют заметную часть в собрании архива. В их числе не только фонодокументы, запечатлевшие песнопения и обряды Русской Православной церкви, но и других религиозных конфессий.

Симфоническое и оперное искусство представлено множеством фонодокументов, запечатлевших творчество многих поколений актеров и исполнителей, что дало возможность собрать в архиве богатую коллекцию фонодокументов, многие из которых могут расцениваться как памятники культуры.

Обширно по количеству и содержанию архивное собрание фонодокументов песенных жанров – от куплетов до политической песни, от лирики до гражданской поэзии.

Не менее представительно и собрание фонодокументов танцевальной музыки, жанровое разнообразие которой простирается от старинных классических танцев до современнейших направлений рока, модернистских экстравагантных мелодий.

В меньшей мере звукозапись обратилась к театрально‑драматическому искусству. Тем не менее, и в этой сфере архив располагает фонодокументами, запечатлевшими как фрагменты и отдельные сцены, так и полные спектакли театров, в основном – московских. Эти записи дополняются фономемуарами артистов, режиссеров, собираемые архивом в рамках работы над «устной историей».

Обзоры, предлагаемые вниманию читателей, содержат сведения о фонодокументах Российского Государственного Архивного Фонда, находящихся на хранении в Российском государственном архиве фонодокументов и представляют собой краткие характеристики фондов звуковых документов.

В связи с тем, что пополнение имеющихся фондов происходит постоянно, статистические данные о количестве в них фонодокументов, как правило, не приводятся.
 


 

➥   Введение «Из истории отечественной звукозаписи и фоноархивистики»

➥   Государственный комитет СССР по телевидению и радиовещанию

➥   Фонды фирм, существовавших на территории России до 1917 года

➥   Фоновалики

➥   Личные фонды

➥   Ранние советские грамзаписи

➥   Зарубежные грамзаписи

➥   Фонды зарубежных фирм грамзаписи 1906-1914 гг.

➥   Грамзаписи производителей местной промышленности (РСФСР, *ССР)

➥   Фонды библиотек

➥   Фонды благотворительных организаций

➥   Фонды музеев

➥   Фонды научных организаций и государственных учебных заведений

➥   Фонды общественно-политических организаций

➥   Фонды религиозных организаций 

➥   Фонды СМИ

➥   Фонды творческих организаций

➥   Фонды театров

➥   Центральная студия документальных фильмов (ЦСДФ)

➥   Всесоюзная фирма грамзаписи «Мелодия»

➥   Всесоюзное внешнеторговое объединение «Международная книга» 

➥   Грампласттрест Наркомата тяжелой промышленности